Бернард Шоу | Мыслю, значит существую

Бернард Шоу

Джордж Бернард Шоу - ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и самый прославленный – после Шекспира – драматург, писавший на английском языке. Родился 26 июля 1856 в Дублине. Шоу ничему не научился в школах, которые посещал, но многое почерпнул из книг Ч. Диккенса, У. Шекспира, Д. Беньяна, Библии, арабских сказок "Тысяча и одна ночь", а также слушая оперы и оратории, в которых пела мать, и созерцая картины в Ирландской национальной галерее. В пятнадцатилетнем возрасте Шоу устроился клерком в фирму по продаже земельных участков. Спустя год он стал кассиром и занимал эту должность в течении четырех лет. Шоу уже в молодости решил зарабатывать на жизнь литературным трудом, и хотя рассылаемые статьи возвращались к нему с удручающей регулярностью, он продолжал осаждать редакции. Только одну его статью приняли к печати, заплатив автору пятнадцать шиллингов, – и это было все, что Шоу заработал пером за девять лет. За эти годы он написал пять романов, которые отвергли все английские издательства. В 1884 Шоу вступил в Фабианское общество и вскоре стал одним из самых блестящих его ораторов. Одновременно он совершенствовал свое образование в читальном зале Британского музея, где познакомился с писателем У.Арчером (1856–1924), который приобщил его к журналистике. После шести лет, отданных музыкальному рецензированию, Шоу в течение трех с половиной лет работал театральным критиком в «Сатердей ривью». Шоу писал пьесы, рецензии, выступал как уличный оратор, пропагандируя социалистические идеи, и, кроме того, был членом муниципального совета округа Сент-Панкрас, где он жил. Такие перегрузки привели к резкому ухудшению здоровья. В 1901 Ученик дьявола, Цезарь и Клеопатра и Обращение капитана Брасбаунда были опубликованы в сборнике Три пьесы для пуритан (Three Plays for Puritans). Не преуспев на стезе коммерческого театра, Шоу решил сделать драму проводником своей философии, опубликовав в 1903 пьесу Человек и сверхчеловек (Man and Superman). Однако уже в следующем году молодой актер Х.Грэнвил-Баркер (1877–1946) вместе с предпринимателем Дж.Э.Ведренном принял руководство лондонским театром «Корт» и открыл сезон, успех которого обеспечили старые и новые пьесы Шоу – Кандида, Поживем – увидим, Другой остров Джона Булля (John Bull's Other Island, 1904), Человек и сверхчеловек, Майор Барбара (Major Barbara, 1905) и Врач перед дилеммой (The Doctor's Dilemma, 1906). Теперь Шоу решил писать пьесы, целиком лишенные действия. Первая из этих пьес-дискуссий, Женитьба (Getting Married, 1908), имела некоторый успех среди интеллектуалов, вторая, Мезальянс (Misalliance, 1910), оказалась трудноватой и для них. Сдавшись, Шоу написал откровенно кассовую безделицу – Первую пьесу Фанни (Fanny's First Play, 1911), которая в течение почти двух лет шла на сцене небольшого театра. Затем, словно отыгрываясь за эту уступку вкусу толпы, Шоу создал подлинный шедевр – Андрокла и льва (Androcles and the Lion, 1913), за которым последовала пьеса Пигмалион (Pygmalion, 1914), поставленная Г.Бирбомом-Три в «Театре Его Величества» с Патрик Кэмпбелл в роли Элизы Дулиттл. Во время Первой мировой войны Шоу был исключительно непопулярной фигурой. В 1924 слава возвратилась к писателю, он обрел мировое признание драмой Святая Иоанна (Saint Joan). В 1925 Шоу была присуждена Нобелевская премия по литературе, от получения которой он отказался. Последней пьесой, принесшей Шоу успех, стала Тележка с яблоками (The Apple Cart, 1929), открывшая Малвернский фестиваль в честь драматурга. Шоу посетил США, СССР, Южную Африку, Индию, Новую Зеландию. В Москве, куда Шоу прибыл с леди Астор, он беседовал со Сталиным. В возрасте девяноста лет писатель согласился стать почетным гражданином Дублина и лондонского округа Сент-Панкрас, где он жил в молодые годы. Жена Шоу скончалась в 1943. Оставшиеся годы писатель провел в уединении в Эйот-Сент-Лоренсе (графство Хертфордшир), где в возрасте девяноста двух лет закончил свою последнюю пьесу Миллиарды Байанта (Buoyant Billions, 1949). До конца дней писатель сохранял ясность ума. Умер Шоу в Эйот-Сент-Лоренсе 2 ноября 1950. Библиография: Пьесы 1885—1896 «Пьесы неприятные» (Plays Unpleasant, опубликованы в 1898 году): 1892 - Widowers' Houses / Дома вдовца 1893 - The Philanderer / Сердцеед 1894 - Mrs Warren’s Profession / Профессия миссис Уоррен «Пьесы приятные» (Plays Pleasant, опубликованы в 1898 году): 1894 - Arms and the Man / Оружие и человек 1895 - Candida / Кандида 1895 - The Man of Destiny / Избранник судьбы 1896 - You Never Can Tell / Поживем — увидим! 1896—1904 «Три пьесы для пуритан» (Three Plays for Puritans): 1897 - The Devil's Disciple / Ученик Дьявола 1898 - Caesar and Cleopatra / Цезарь и Клеопатра 1899 - Captain Brassbound's Conversion / Обращение капитана Брасбаунда 1901 The Admirable Bashville; or, Constancy Unrewarded / Великолепный Бэшвил, или Невознагражденное постоянство 1903 - Man and Superman / Человек и сверхчеловек 1904 - John Bull's Other Island / Другой остров Джона Булля 1904—1910 1904 - How He Lied to Her Husband / Как он лгал ее мужу 1906 - Major Barbara / Майор Барбара 1906 - The Doctor's Dilemma / Врач перед дилеммой 1907 - The Interlude at the Playhouse / Интерлюдия в театре 1908 - Getting Married / Вступление в брак 1909 - The Shewing-up of Blanco Posnet / Разоблачение Бланко Поснета Цикл "Дурачества и безделки" (Trifles and tomfooleries) 1905 - Passion, Poison and Petrifaction; or, the Fatal Gasogene / Страсть, яд, окаменение, или роковой газоген 1909 - Press Cuttings / Газетные вырезки 1909 - The Fascinating Foundling / Очаровательный найденыш 1909 - The Glimps of Reality / Немного реальности 1910 - Misalliance / Неравный брак 1910—1919 1910 - The Dark Lady of the Sonnets / Смуглая леди сонетов 1911 - Fanny's First Play / Первая пьеса Фанни 1912 - Androcles and the Lion / Андрокл и лев 1912 - Overruled / Охваченные страстью 1913 - Pygmalion / Пигмалион 1913 - Great Catherine / Великая Екатерина 1913 - The Music Cure, a Piece of Utter Nonsense / Лечение музыкой 1915 - O'Flaherty V.C., A Recruiting Pamphlet / О’Флаэрти, кавалер ордена Виктории 1916 - The Inca of Perusalem: An Almost Historical Comedietta / Инка Перусалемский 1916 - Augustus Does His Bit / Огастес выполняет свой долг 1917 - Annajanska, the Wild Grand Duchess / Аннаянска, сумасбродная великая княжна 1919 - Heartbreak House / Дом, где разбиваются сердца 1918—1931 1920 - Back to Methuselah: A Metabiological Pentateuch / Назад к Мафусаилу : Часть I. «В начале» (In the Beginning) Часть II. «Евангелие от братьев Барнабас» (The Gospel of the Brothers Barnabas) Часть III. «Свершилось!» (The Thing Happens) Часть IV. «Трагедия пожилого джентльмена» (Tragedy of an Elderly Gentleman) Часть V. «У предела мысли» (As Far as Thought Can Reach) 1923 - Saint Joan / Святая Иоанна 1929 - The Apple Cart / Тележка с яблоками 1931 - Too True to be Good / Горько, но правда 1933—1950 1933 - Village Wooing / Деревенское сватовство 1933 - On The Rocks / На мели 1934 - The Six of Calais / Шестеро из Кале 1934 - The Simpleton of The Unexpected Isles / Простачок с нежданных островов 1935 - The Millionairess / Миллионерша 1937 - Cymbeline Refinished / Новое окончание «Цимбелина» 1938 - Geneva / Женева 1939 - In Good King Charles’s Golden Days / Золотые дни доброго короля Карла 1948 - Buoyant Billions / Миллиарды Байанта 1950 - Farfetched Fables / Притчи о далеком будущем 1949 - Shakes versus Shav / Шекс против Шо 1950 - Why She Would Not / Почему она не пожелала Романы 1879 - Immaturity 1880 - The Irrational Knot 1881 - Love Among the Artists 1882 - Cashel Byron's Profession / Карьера одного борца 1883 - An Unsocial Socialist Рассказы - The Black Girl in Search of God 1885 - The Miraculous Revenge / Чудесная месть Эссе «Квинтэссенция ибсенизма» (Quintessence of Ibsenism, 1891) The Perfect Wagnerite: A Commentary On The Ring (1898) Maxims for Revolutionists (1903) Preface to Major Barbara (1905) On Going to Church (1905) How to Write a Popular Play (1909) Treatise on Parents and Children (1910) Common Sense about the War (1914) The Intelligent Woman's Guide to Socialism and Capitalism (1928) Major Critical Essays (1930) Essays in Fabian Socialism (1931) Pen Portraits and Reviews (1931) Doctors' Delusions, Crude Criminology, Sham Education (1931) Short Stories, Scraps and Shavings (1932) Our Theatres in the Nineties (1932) Dictators – Let Us Have More of Them (1938) Everybody's Political What's What? (1944) Sixteen Self Sketches (1949) Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/author/14230-bernard-shou

обратная связь

copyright © 2024. all rights reserved.