Лудовико Ариосто | Мыслю, значит существую

Лудовико Ариосто

Отец Лудовико видел сына правоведом, однако юноша, которого не привлекала юриспруденция, посвятил себя изучению классической литературы. Он так хорошо усвоил формы и размеры римской поэзии, что без труда писал любые стихи на латыни. Стихотворение «Carmen Epithalamium», написанное на латинском языке по случаю бракосочетания герцога Альфонса I с Лукрецией Борджиа, расположило двор к молодому поэту, и в 1503 он поступил на службу к кардиналу Ипполиту д’Эсте, брату герцога Альфонса. Ариосто отвечал за организацию различных придворных празднеств. В 1522 году Ариосто стал губернатором Гарфаньяны. Вернувшись, он построил себе небольшой домик с садом и огородом, где и жил до конца жизни со своей возлюбленной Алессандрой Бенуччи (ок. 1481—1552). Главная тема лирики Ариосто – любовь. «Доминирует любовная тема, причем, не только в тех поэтических поджанрах, которые ее по традиции обслуживают, таких, как канцона или сонет – любви посвящены в основном даже многочисленные ариостовские капитоло, что уже идет вразрез с традицией, ибо эта стихотворная форма соотносилась, как правило, с нарративным или дидактическим содержанием. Дидактизма и тем более морализации в ариостовой лирике нет, но нарративность дает о себе знать – и в содержании (причем, не только в капитоло), и в интонации. Любовь побуждает поэта не заглядывать в себя, а оглядываться вокруг: ему лучше, чем восходящей к Петрарке традиции, видна и возлюбленная, и вообще окружающий мир… Мир становится определенно богаче и многоцветнее; он включает в себя если не элементы быта, то элементы обыденности, которые, разумеется, преображаются в свете поэзии, но не полностью забывают о своем происхождении. И сама любовь, оставаясь чудом, не создает для себя особого пространства, не знакомого с пространством повседневной жизни и повседневных отношений. В ней больше телесности, чем в итальянской лирической классике, и в ней больше радости: Ариосто, конечно, знает о ее тревогах и скорбях, но ему куда ближе понимание любви как счастья, счастья возможного и близкого…»[2]. Поэт не разделяет и не противопоставляет Любовь Небесную и Любовь Земную (что характерно для философии ренессансного неоплатонизма), и в этом ощущении божественности земного, одухотворенности телесного его поэзия близка венецианской живописи. В отличие от Данте и Петрарки, чьи чувства к Беатриче и Лауре соответственно были неразделенными, Ариосто был счастлив в любви: он полюбил флорентийку Алессандру Бенуччи, и та, хотя и не сразу, ответила ему взаимностью. Безусловно, и у них были трудности. Когда поэт признался Алессандре в любви во Флоренции в 1513 году, она была замужем, но и после смерти в 1515 году ее мужа, купца Тито ди Леонардо Строцци, в силу разных причин они скрывали свои отношения и даже брак их, заключенный в 1527 году, был тайным. Тем не менее, их любовь была взаимной, и именно ею вдохновлена большая часть представленных ниже сонетов, отражающих как радостные, так и печальные моменты в жизни поэта и его возлюбленной. Павел Алешин

обратная связь

copyright © 2024. all rights reserved.