Рэй Брэдбери | Мыслю, значит существую

Рэй Брэдбери

"Я не думаю о смерти, потому что я-то буду здесь всегда. Этот ящик с моими фильмами и полки с моими книгами убеждают, что сотня-другая лет у меня в запасе есть. Смерть — это форма расплаты с космосом за чудесную роскошь побыть живым". ( "Правила жизни Рэя Брэдбери") РЭЙМОНД ДУГЛАС «РЭЙ» БРЭДБЕРИ — американский писатель-фантаст. Критики относят некоторые его произведения к магическому реализму. Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Второе имя — Дуглас — он получил в честь знаменитого актёра того времени Дугласа Фэрбенкса. Отец — Леонард Сполдинг Брэдбери (потомок англичан-первопоселенцев). Мать — Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению. В 1934 году семья Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес, где Рэй и прожил всю свою жизнь. Детство и юношество писателя прошли во времена Великой депрессии, средств на университетское образование у него не было, тем не менее, приняв едва ли не в 12 лет решение стать писателем, Рэй с завидным упорством ему следовал, никогда не задумываясь об иной профессии. Будучи молодым, он продавал газеты, затем несколько лет жил за счёт жены, пока в 1950 году наконец не было опубликовано первое его крупное произведение — «Марсианские хроники». Затем после написания в 1953 году романа «451 градус по Фаренгейту» и публикации в первых номерах журнала «Playboy» его слава разрослась до всемирной. Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Фактически же Брэдбери не является фантастом, так как его творчество следует отнести к «большой», внежанровой литературе, да и истинно фантастических произведений у него лишь малая доля. Произведения Брэдбери в большинстве своём — это короткие рассказы неразвлекательного характера, содержащие короткие зарисовки, сводящиеся к остродраматическим, психологическим моментам, построенные в основном на диалогах, монологах, размышлениях героев. Несмотря на явный талант к придумыванию различных сюжетов, зачастую занимательных и оригинальных, писатель часто ограничивается бессюжетными зарисовками, очень метафоричными, полными скрытого смысла или же не несущими определённой смысловой нагрузки вообще. И даже в хорошо «скроенных» произведениях Брэдбери может легко оборвать повествование, уйти от подробностей, оставив действие в момент острого накала страстей. Также практически ни в одном произведении писателя не удастся уличить в морализаторстве и навязывании своей точки зрения: в 99% произведений автор остаётся «за кадром». Ситуация может развиваться сколь угодно пристрастно, но никогда Брэдбери не приведёт читателя к выводу. Словно бы он видит свою задачу в том, чтобы взволновать читателя, обострить ситуацию и уйти, оставив его размышлять за книгой. И если от иных своих творческих принципов Брэдбери и отходил, то его «язык», то есть способы изложения образов, мыслей, практически никогда не менялся. Характерные черты его языка — это «акварельность», минимум деталей, описаний, подробностей, действий. Имеет место даже не столько фантастичность (отсутствие реалистичности), сколько пренебрежение значением правдоподобия. Эта черта касается и сюжетов (фантастичность легко уживается со сказочностью, детектив с мелодрамой, сметая рамки жанров), и языка: Брэдбери пренебрегает описаниями мест действий, внешности героев, именами, датами, цифрами. Естественно, в его произведениях не встретить технических подробностей и вымысла в технической сфере. Соответственно, не возводя сюжетную основу в абсолют, Брэдбери легко меняет стили и жанры своих произведений. В рассказах одного и того же года написания легко можно встретить и фантастику, и мелодраму, и детектив, и фэнтези, и исторические зарисовки и т. д. Насколько можно судить по эссе и интервью, Брэдбери проповедует литературу чувств, а не мыслей. Эмоций, а не действий. Состояний, а не событий. В молодости он однажды сжёг все свои неудачные слабые рассказы, устроив грандиозный костёр у себя на участке. «Сжёг два миллиона слов», — говорил он грустно. Это зрелище легло потом в основу его дебютного романа «451 градус по Фаренгейту» о сжигании книг и рассказа на эту же тему. Творчество Брэдбери противоположно классической сюжетной короткой прозе с интригой и ударной концовкой. Если читатель ждёт развлечений и интриги, он, скорее всего, будет разочарован. Интересно, что такие рассказы настроения, чувства-зарисовки, в которых живёт и сам автор, более близки зрелому читателю. Большинство поклонников Брэдбери — люди среднего и пожилого возраста. Сам мэтр слывет в кругу своих коллег, американских писателей-фантастов, «старым добрым сказочником», отношение к которому очень уважительное. Брэдбери ратует за духовные ценности и прежде всего за фантазию, творчество. Едва ли не высшей ценностью Брэдбери объявляет внутренний мир человека, его мировоззрение, фантазию. Способность человека чувствовать, сопереживать писатель признаёт главным качеством. Также в своих произведениях сочувствует прежде всего людям искусства (и даже больше — его ценителям), нежели всем прочим. Зачастую при этом на страницах своих книг Брэдбери жестоко расправляется с «врагами» — чёрствыми людьми, лишёнными фантазии, мещанами, чиновниками, политиками — теми, кто препятствует нормальной жизни творческих людей, самовыражению, общению, кто сводит культуру к условностям, массовости, стандартизации, делает жизнь сухой, скучной, духовно бедной, пресной. Библиография: Романы 1950 — Марсианские хроники (сборник) / The Martian Chronicles 1953 — 451 градус по Фаренгейту / Fahrenheit 451 1962 — Надвигается беда / Something Wicked This Way Comes 1985 — Смерть — дело одинокое / Death Is a Lonely Business 1990 — Кладбище для безумцев / A Graveyard for Lunatics 1992 — Зелёные тени, Белый Кит / Green Shadows, White Whale 2001 — Из праха восставшие / From the Dust Returned 2002 — Давайте все убьём Констанцию / Let’s All Kill Constance 2006 — Лето, прощай / Farewell Summer Повести 1946 — Лёд и пламя / Frost and Fire 1946 — Лорелея красной мглы / Lorelei of the Red Mist // Соавторы: Ли Брэкетт 1957 — Вино из одуванчиков / Dandelion Wine 1972 — Канун всех святых / The Halloween Tree 2007 — Левиафан-99 / Leviathan ’99 2007 — Где-то играет оркестр / Somewhere a Band Is Playing Рассказы Рассказы составляют самую большую по объёму часть творчества Рэя Брэдбери. В них же заключено, пожалуй, всё то, за что Брэдбери любят, ценят и признают мэтром литературы. По собственным словам писателя, за жизнь он написал более 400 рассказов. Некоторые из них послужили основой для более крупных произведений. Некоторые можно объединить в циклы по тематике и по героям, кочующим из одного рассказа в другой. Подавляющее большинство рассказов издавалось в сборниках. Однако среди сборников имеются компилятивные — основу их составляют ранее опубликованные рассказы. Ниже приведены все 15 сборников, содержащих за редким исключением неповторяющиеся рассказы: 1947 — Тёмный карнавал / Dark Carnival 1951 — Человек в картинках / The Illustrated Man 1953 — Золотые яблоки Солнца / The Golden Apples of the Sun 1959 — Лекарство от меланхолии / A Medicine for Melancholy 1964 — Механизмы радости / The Machineries of Joy 1969 — Электрическое тело пою! / I Sing the Body Electric 1976 — Далеко за полночь / Long after Midnight 1984 — Воспоминания об убийстве / A Memory of Murder 1988 — Конвектор Тойнби ( К западу от Октября ) / The Toynbee Convector 1996 — В мгновенье ока / Quicker Than the Eye 1997 — Вождение вслепую / Driving Blind 2002 — На посошок ( Полуночный танец дракона ) / One More for the Road 2004 — Кошкина пижама / The Cat’s Pajamas 2007 — Летнее утро, летняя ночь / Summer Morning, Summer Night 2009 — У нас всегда будет Париж / We’ll Always Have Paris Авторские компилятивные сборники, в которые для почитателей добавлялось несколько ранее не издававшихся рассказов: 1955 — Октябрьская страна / The October Country 1962 — Р — значит ракета / R is for Rocket 1965 — The Vintage Bradbury 1966 — К — значит космос / S for Space 1980 — И грянул гром. 100 рассказов / The Stories of Ray Bradbury 2003 — Высоко в небеса. 100 рассказов / Bradbury Stories: 100 of His Most Celebrated Tales Cборник рассказов, изданный в 2006 году «Эксмо» ( Здесь могут водиться тигры ), содержит несколько рассказов из компилятивных сборников Брэдбери. Сборники эссе 1990 — Дзен в искусстве написания книг 63 рассказа никогда не издавались в авторских сборниках, а печатались в газетах и журналах. На русский язык переведены только некоторые из них. Подробнее на livelib.ru: https://www.livelib.ru/author/15152-rej-bredberi

Об авторе

обратная связь

copyright © 2024. all rights reserved.